« Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет…Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
Послание Иакова.2, 14, 26
В начале XXI века в эпоху глобализации и информатизации общества человек учится жить в едином мировом пространстве. Человечество уже может объединять свои усилия для борьбы со стихиями и другими различными внешними обстоятельствами. Но только «внутренние обстоятельства» смогут по-настоящему объединить как отдельного человека с самим собой и своим народом, так и человечество в целом. Главное внутреннее обстоятельство, без которого человечество не может существовать — это духовность, о которой столько спорят и говорят.
Что же такое духовность, почему так высока её роль? Обратимся к этимологии слова «духовность», происходящего от другого слова — «дух» (греч. и лат. — «воздух» или «дыхание») — высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей.
Духовность есть проявление духа в человеческих помыслах, желаниях, чувствах и устремлениях, она как высшее проявление духа выражается в способности личности к духовным озарениям, помогающим человеку не только обрести себя, но и проникнуться высоким смыслом своего подлинно человеческого предназначения. Духовность как способ самоопределения человека являет вся полноту своего смысла в его отношении к другим людям. Духовность — решающая сила в судьбе исторических эпох и народов, она животворна и созидательна. Духовность — самый чуткий, самый отзывчивый на всё хорошее и плохое, происходящее с человечеством и обществом.
Духовность человека и общества стала одной из главных идей в работах наших соотечественников Н. Бердяева, И. Ильина, С. Франка и других. Их работы не утратили актуальности и сегодня. Наравне с духовностью большое значение в своих трудах они уделяли православию.
Именно православие для российского общества является одной из наиболее ярких и выразительных форм духовности. Духовность в православии ассоциируется, прежде всего, с любовью как высшей ценностью, выражающей самый сокровенный смысл человеческой жизни. Любовь, культивируемая православием, всеобъемлюща, бескорыстна и жертвенна. Она обращена не только на друзей, но и на врагов. Православие ориентирует человека не на суетность мира, а на неиссякаемую веру в то, что имеет во все времена и для всех народов вечное, непреходящее значение: Истину, Добро, Красоту, Совесть, сокровенные порывы души, устремленной к божественной благодати и святой правде.
Необходимость возрождения православия призвана исцелить духовные болезни общества. Православие поможет «научиться верно различать духовный ранг жизненных содержаний и приучиться сосредоточивать свое внутреннее внимание на божественной сущности вещей, явлений и событий. Ибо жизненные содержания не равны, не равноценны, не равнозначительны. Среди них есть ничтожные, и есть священные; есть такие, которые возводят душу и сообщают ей особую глубину и крепость, и есть такие, которые незаметно разлагают и обессиливают ее, делают ее мелкою, страстною и слепою. Есть такие, которыми стоит жить, и есть такие, которыми не стоит жить. Надо научиться распознавать их, выбирать существенно-священные и жить ими. Тогда и сам человек станет «существенным», он поймет смысл и цель жизни и войдет в живую связь со священной сущностью зримого мира».
Поиск этой божественной сущности можно сравнить с духовным землетрясением, из которого рождается религиозная жажда людей. Люди пытаются возродить храм в душе своей. Еще Н. Бердяев писал, что «русский народ – религиозный по своему типу и своей душевной структуре».
Чем же опасна эта жажда на современном этапе?
Во-первых, свобода слова породила большое количество различных «проповедников Слова Божия», новые религиозные течения и движения.
Во-вторых, миссионерское служение Русской Православной Церкви находится на этапе возрождения и происходит это в условия разрушения базовых традиционных ценностей жизни, духовного кризиса.
Сегодня перед Церковью стоит задача возродить миссионерское служение, сохранив в нём традиции. Исповедание христианских ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности и стержень, мораль, нравственность.
Само понятие «миссия» широко трактуется современными исследователями.
По-гречески «миссия» (от лат. — посылка, поручение) звучит как священноапостольство. Церковь Христова именуется апостольской, и миссия является одной из основных форм ее служения, когда живой, благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром.
Миссия Церкви состоит в том, чтобы в каждом члене своем возрастить веру в то, что бессмертие и вечность — это нормальное состояние человеческой личности, а не временность и смертность, что человек — это странник, путешествующий через смертность и временность в бессмертие и вечность. И далее автор продолжает: «Миссия нашей Церкви: богочеловеческие подвиги соделать правилом народной жизни; душу народную соткать из христианских добродетелей. В этом — спасение души от мира, от всех его душегубных, людоедских, безбожных движений и организаций. Поэтому самая главная обязанность нашей Церкви: создавать христоносных подвижников».
Следует отметить, что миссия всегда носила мирный, ненасильственный характер. Она имела успех, потому что наши миссионеры учили людей по слову апостола Павла «отвращаться от зла и прилепляться к добру» (Рим. 12, 9), примером своей личной жизни свидетельствуя о принадлежности к православию.
Говоря о возрождении миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, следует помнить, что миссионерами могут быть, а в некоторых случаях и должны быть не только священнослужители, но и миряне, либо совместно миряне и священнослужители. Миряне вносят личный вклад в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками, о чем сказано в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви».
Современное миссионерство требует новых методов. В данной статье представлено новое социальное явление в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви — русские мотоциклисты.
Появление любителей мотоциклов связано с его изобретением. Конец 90-х годов XIX века можно считать началом эпохи мотоцикла, тогда в 1885 году Г. Даймлер (Германия) построил первый двухколесный мотоцикл мощностью 0,5 л.с. Первые российские мотоциклы «Россия» и «Мото Реве Дукс» появились в начале XX века. Но только в западных странах мотоциклетная промышленность имела серьёзное продолжение. В Первой мировой войне британский мотоцикл «Триумф-Н» уже использовался наравне с другой техникой. В отечественной промышленности мотоциклами стали заниматься только в начале 40-х годов XX века. С развитием мотоциклетной промышленности на рынке не только появляются все новые и новые производители мототехники, но и образуются различные мотообъединения: ассоциации, федерации, клубы. И если ассоциации и федерации, как правило, создаются для защиты интересов производителей и мотоциклистов или проведения спортивных мероприятий, то клубы в большинстве своём — это единство «братьев на колесах». Чтобы стать членом клуба, мотоцикла недостаточно, нужно еще жить и поддерживать мировоззрение клуба, его традиции и правила.
В СССР мотоциклетное движение (рокеры) появилось в начале 80-х годов XX века в числе других неформальных движений молодежи. Их возникновение связано с «падением железного занавеса» и проникновения «западного» в Советский Союз, когда комсомольские организации вместо понимания, поддержки советской молодёжи и нахождения общего языка с ними, устанавливали все новые и новые запреты. Неформалы стали противовесом комсомолу. Объединение молодежи в неформальные группы по интересам — это своего рода борьба за новое, за перемены в жизни и поиск самих себя и своего пути.
Своеобразной формой борьбы и ухода от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности стала рок-музыка (метал-жанр), запрещённая как музыка антисоветской направленности, пропагандирующая насилие и фашизм. Частью той «антисоциальной» субкультуры, слушающей запрещённый рок, были нынешние основатели российского мотоклуба «Ночные Волки». Рокеры на мотоциклах не только слушали метал и гоняли по ночному городу, но и брали на себя функции охраны порядка на концертах рок-групп и их защиты от других агрессивно настроенных группировок.
В конце 80-х мотоциклисты отделяются от рокерской субкультуры и название «рокер» выходит из обихода. Рок-музыка продолжает их сопровождать, но теперь предпочтение отдается мотоциклу, который становится частью бытия и символом свободы. Мотоциклисты объединяются в мотоклуб и выделяются в отдельную субкультуру. В этой субкультуре мотоцикл — не просто средство передвижения, это отличительный знак образа жизни. Философией этого образа жизни становится братство, любовь к свободе и дороге.
Здесь следует отметить, что первые байкерские движения и мотоклубы с общностью интересов, убеждений и чувством братства (внутри одного клуба), в которых мотоцикл становится символом протеста, зародились в США в 1940–1960-е годы. Этот период США характеризуется контркультурной направленностью и появлением большого количества протестных движений (битники, хиппи и другие), которые не желали подчиняться общепринятым законам общества. Одним из таких протестных движений с философией бунтаря, бегущего от общества, становится байкерское движение. Тогда же формируются правила, традиции байкерской и клубной жизни. Репутация «преступного мотоциклетного братства» закрепляется за байкерами в 1947 году, когда в Холлистере (Калифорния, США) произошли беспорядки с участием большого количества байкеров, получившие название «Холлистерский бунт» и выступления главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором он сказал, что все мотоциклисты законопослушные люди, и только один процент из них является «отверженным» и нарушает закон (outlaws). Именно с этого момента, происходит деление мотоциклистов на «1%» — outlaw (мотобанды) и «99%» —законопослушные. После разделения outlaw-клубы открыто заявили о своей жизни вне закона.
Все чаще члены этих клубов стали привлекаться и привлекаются по сей день к суду за различные преступления. Названия («Ангелы ада», «Бандитос», «Внезакона») и символика (черепа, различные языческие знаки, свастика) этих клубов официально подтверждают жизнь клубов вне христианской культурной традиции. Открыто заявленная жизненная позиция «вне закона» не мешает сегодня открывать наиболее известным и крупным outlaw-клубам (так называемая «Большая четверка») свои отделения в странах Латинской Америки, Европе и России.
В СССР, как было сказано ранее, мотоциклетная субкультура родилась в конце 80-х тоже из протеста и борьбы с общественными стереотипами, только дальнейший путь у нее свой, отличный от Запада. Первый мотоклуб — «Ночные Волки» появился на территории СССР в 1989 году. Символом клуба стал Волк — животное, которое почитали и одновременно боялись славяне, а не черти и черепа, принятые у американских байкеров. С того момента начинается официальная история мотоциклетного движения в СССР, а затем России. История эта интересна тем, что это первый российский мотоклуб, «завоевавший мировое признание как самый крупный, мощный и независимый клуб с российским лицом и традициями. В своей жизни Клуб опирается на православные корни и чтит историю своей страны». Сегодня это не просто первый мотоклуб на территории России—это клуб, который имеет свое лицо, свои традиции и свой путь (в отличие от отделений американских клубов) и представляет русскую мотокультуру в мире. Какие бы теперь клубы не создавались на территории России и близлежащих странах, у них появился выбор «идти им на Запад или на Восток», быть 1% outlaw или 99%. Проводить связь между американским байкерским движением с его западными традициями и российским мотоклубом с российскими традициями неуместно.
Сейчас этому мотоклубу 20 с небольшим лет. Существование его на просторах России говорит о том, что он созданный как неформальная группа смог пройти и перерасти то время, найдя себя не как «вечных неформалов», а как создателей российской мотоциклетной культуры, основанной на российских традициях и духовном наследии своей страны. «Это Мотоклуб Русского духа, мотоклуб патриотов! Мотоклуб, способный объединить русское, славянское общество посредством бескорыстного мотоциклетного братства».
За свои 20 лет клуб прошёл нелегкий путь. Испытания и трудности, которые были на его пути, лишь придали силы и уверенности в необходимости сохранить свое… «Терпение есть своего рода доверие к себе и к своим силам. Оно есть душевная неустрашимость, спокойствие, равновесие, присутствие духа. Оно есть способность достойно и спокойно предвидеть возможное зло жизни и, не преувеличивая его, крепить свою собственную силу: «пусть наступит неизбежное, я готов считаться и бороться с ним, и выдержки у меня хватит»… Терпение требует от нас доверия к себе и усиливается тогда вдвое и втрое…». Именно этот терпеливый дух сохранил клуб и помогает ему развиваться. С конца 90-х гг. ХХ века клуб начинает создание своих отделений не только в России, но и в странах СНГ и Европе. На сегодня он присутствует более чем в 37-ми городах России, а также в Белоруссии, Украине, Латвии, Македонии, Сербии, Болгарии, Румынии.
В те же 90-е создается байк-центр, который стал домом самих Ночных Волков и гостеприимным хозяином для мотоциклистов из других клубов, да и не только мотоциклистов. Особенностью байк-центра является место, где он создан — свалка промышленного мусора и строительные материалы — металлические конструкции и детали, находившиеся на свалке вперемешку с землёй и мусором. Когда-то эти конструкции и детали служили технологическими линиями и производственными мощностями. Сейчас из собранного металла созданы декорации байк-центра, Президент клуба о конструкциях сказал так: «Это место строилось на вдохновении, многое создано руками Ночных Волков. Это некие осколки империи, которую мы бездарно потеряли, и в которые сейчас заново вдохнули вторую жизнь».
В настоящее время байк-центр стал культовым местом Москвы и вошел в книгу достопримечательностей столицы. Байк-центр часто используется для проведения массовых и значимых мероприятий. Например, таких как Новогодние елки для детей, 9 Мая для ветеранов Великой Отечественной войны, Дни молодежи и другие благотворительные акции. Сегодня для молодежи не существует места подобного байк-центру — непохожего на других и сочетающего в себе внешнюю привлекательность с внутренней нравственной составляющей.
За время своего существования мотоклуб «Ночные Волки» стал для многих олицетворением силы, которая оберегает русские традиции и продолжает их несмотря ни на что. Молодые люди, которые в настоящее время покупают мотоцикл и приходят в клуб, хотят стать уже не байкерами из американских фильмов, а русскими мотоциклистами с верой в Бога, уважающими историю своей страны и традиции предков.
Ночные Волки на этапе своего становления, конечно, взяли от западных мотоклубов внутреннею иерархию, символику (флаг, эмблема (цвета), ежегодное проведение байк-шоу, но в основу были заложены традиции своей страны.
К этим традициям можно отнести:
- ежегодное проведение международных байк-шоу
Первое международное байк-шоу прошло летом 1995 года в Москве. Байкеры многих стран мира посетили праздник, в котором участвовало более 5000 человек. С того момента байк-шоу стали проходить ежегодно. Каждый год программа байк-шоу меняется.
Раньше байк-шоу было слетом мотоциклистов и рок-музыкантов, центром байк-шоу был мотоцикл. Сейчас к традиционной программе байк-шоу добавлен своего рода спектакль, где всадник на железном коне рассказывает нам историю нашей страны и показывает те ценности человеческой жизни, которые не утратят своего значения во все времена. Обязательный элемент программы байк-шоу—отражение знаменательной даты истории страны, к которой приурочено байк-шоу либо города, где проходит байк-шоу.
«Программы Байк-Шоу неповторимы по своему масштабу и пронизаны духом русского патриотизма и единством славянских народов». Поэтому байк-шоу стали посещать не только мотоциклисты разных стран, но и люди, которым интересна и небезразлична судьба своей страны.
Яркими примерами такого единения стали:
–байк-шоу 2003 года в г. Санкт-Петербурге (Россия), проведённоев рамках официального празднования 300-летия г. Санкт-Петербурга и впервые за пределами Московской области. Байк-шоу посетило 30.000 человек».
–байк-шоу 2005 года в г. Калиниграде (Россия) было посвящено 750-летию основания г. Калининграда, и его посетили не менее 200 тысяч человек.
–байк-шоу 2009, 2010, 2011 годов в г. Севастополе (Украина)
С 2009 по 2011 года байк-шоу проводились в городе-герое Севастополе — городе русской воинской славы. С ним связаны знаменательные события, подвиги некогда единого народа, он окружен ореолом доблести и славы, в него вложена частица сердца народов великой страны.
Байк-шоу 2009 года было посвящено Черноморскому флоту и 65-й годовщине освобождения Севастополя от немецко-фашистских войск. Цель байк-шоу – поддержка Черноморского флота России, с которым неразрывно связана история этого города, и которую периодически пытаются переписать. «Проходило Байк-Шоу по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, при поддержке Правительства РФ, Черноморского флота ВМС РФ и Администрации города-героя Севастополь». На международное байк-шоу приехало 5 000 мотоциклистов, гостями байк-шоу стали 50 000 человек.
В 2010 году байк-шоу посвятили 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое содержание таких мероприятий помогает не утратить связь с прошлым своей страны, чтить и хранить подвиги предков, и подтверждать тем самым слова «никто не забыт и ничто не забыто». Так, по словам Президента Республики Татарстан Р. Минниханова: «Слова «Никто не забыт, ничто не забыто!» являются для нас незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия». Байк-шоу 2010 года посетило свыше 70 000 человек.
Байк-шоу 2011 года и его кульминация обязаны своим появлением событию, произошедшему в марте 2011 года на стадионе «Marakani» в Белграде, где во время футбольного матча между командами Сербии и России, многотысячный стадион под «Катюшу» передал послание всему русскому народу: «Старший брат, поцелуй матушку нашу и скажи ей, что мы достойные, что мы боремся и что мы будем бороться, и скажи ей, что любим её!». Это послание стало главной идеей байк-шоу — единство не только русского и украинского народа, но и единство всей православной цивилизации, которая только в единстве народов сможет сохранить свою идентичность и выжить в современном мире. На байк-шоу прибыло около 10 000 мотоциклистов, всего же количество гостей мероприятия превысило 80 000.
- участие в мероприятиях, посвящённым знаменательным датам истории
«Это Победа! Твоя и моя!»
В мае 2010 года была проведена молодёжная патриотическая акция,посвященная 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие проходило в байк-центре мотоклуба «Ночные Волки». Участников было свыше 500 человек.
Общенародная акция «Свеча памяти: 22 июня»
Акция проводится с 2009 года в рамках международной акции памяти, которая в ночь с 21 на 22 июня проходит в городах России, Украины и Белоруссии. В эти дни вспоминают погибших в Великой Отечественной войне, начавшейся в 4 часа утра 22 июня 1941 года.
В Москве первую «свечу памяти» зажигают в Богоявленском соборе, здесь же служат панихиду по погибшим в Великой Отечественной войне. В 2010 году в 22:00 байкеры мотоклуба «НОЧНЫЕ ВОЛКИ» доставили свечу памяти на Поклонную гору.
На Поклонной горе проходит главная акция «Свеча памяти 22 июня». «Негасимая свеча» встает на вахту памяти в Зале памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны. Всю ночь и весь День памяти и скорби 22 июня на Поклонную гору приходят москвичи и зажигают тысячи свечей памяти.
В 2011 году акция прошла в третий раз и объединила 1477 городов и населенных пунктов из 76 регионов России.
- организация и участие в проведении благотворительных акций
Акция «Дыши!»
12 июня 2010 года был проведен рок-концерт в байк-центре в поддержку детей больных раком (помощь в сборе 1 335 000 рублей на 15 инфузоматов Braun большого объема).
Новогодние ёлки
Последние несколько лет в байк-центре проходят Новогодние ёлки для детей. Большинство представлений проходят как благотворительные.
Главные действующие лица ёлки — традиционные персонажи русских сказок и волк — спаситель мира. Основной сюжет борьба Добра со Злом в современной интерпретации. В написании сценария новогодней сказки для детей, используются темы байк-шоу с обилием мотоциклов, всевозможной чудовищной техники, спецэффектов, уникальных декораций и взрослой подачи сказочных персонажей. Изложение старой сказки на новый индастриал-лад сделало её сверхпопулярной в Москве.
Благотворительный концерт «ОПАСНОЙ ДОРОГЕ – НЕТ»
28 октября 2011 был проведен первый благотворительный концерт «ОПАСНОЙ ДОРОГЕ – НЕТ» в поддержку мотоциклистов пострадавших в мотоавариях.
Все денежные средства (240 000 рублей) собранные на этом концерте были сразу переданы родственникам пострадавших, которые были приглашены на мероприятие.
- участие, организация и проведение крестных ходов на мотоциклах, мотопробегов по местам воинской Славы и захоронениям русских воинов и других гражданско-патриотических акциях
Ниже приведены самые крупные крестные ходы с 2009 по 2011 года.
Два крестных мотопробега были совершены в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского. Первый по маршруту Городец (место кончины князя, Нижегородская область) – Владимир (место великого княжения) – Переславль-Залесский (место рождения).
Икона «Святой благоверный князь Александр Невский – имя России» написана в Александро-Невской лавре и, по завершении мотопробега, была передана в дар Ярославской епархии.
Второй по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Севастополь. Икона Святого благоверного великого князя Александра Невского была написана в Киево-Печерской лавре, затем её освятили на мощах Александра Невского в Свято-Троицкой лавре Санкт-Петербурга. Далее через Москву икону доставили в Крым. Святыня крестным ходом на мотоциклах, была доставлена из аэропорта Симферополь в город русской славы в Свято-Владимирский кафедральный собор Херсонеса, где икону поместили в пределе, освященном во имя написанного на ней святого.
Крестный мотопробег по маршруту Москва – Минск доставил в Свято-Никольский храм села Станьково (Дзержинский район) икону святой блаженной Валентины Минской, написанной в Оптиной пустыни.
При участии Ночных Волков была передана в Стокгольм (Швеция) в Сергиевский приход Русской Православной церкви икона Святой блаженной Матроны Московской.
В октябре 2011 был совершен один из самых продолжительных крестных ходов «Путь Андрея», посвященный Святому Андрею Первозванному, по маршруту Россия – Беларусь – Украина – Румыния –Сербия – Черногория. В дар Острожскому монастырю в Черногории мотоциклисты России и Балкан привезли лики Святого Преподобного Серафима Саровского и Святого благоверного великого князя Александра Невского. По ходу следования к мотопробегу присоединялись отделения Ночных Волков, находящиеся на Балканах и друзья.
Количество участников мотопробегов всегда разное, если, например, из байк-центра в Москве выезжает от 5 до 10 мотоциклистов, то мере движения к ним присоединяется еще такое же количество мотоциклистов либо больше на территории каждой страны или города в зависимости от маршрута крестного хода.
Мотопробег Россия (Москва) – Беларусь – Литва – Россия (Калининград) – Польша
Мотопробег проходил по местам массовых захоронений русских воинов. В ходе мотопробега у воинских мемориалов устраивались митинги, с целью привлечь внимание общественности к проблеме заброшенности воинских захоронений и содержании их в надлежащем порядке.
Поддержка православного сербского народа, в частности косовских сербов
На протяжении всей истории Россия и Сербия были союзниками, друзьями, братьями. Незыблемой основой этих отношений служит «особая сближающая нас славянская стихия и дух всеправославный». Именно поэтому к России в 2011 году обратились с призывом сербы. Призыв о помощи связан с возможным отторжением Косово и Метохии от территории суверенной Сербии и усилением террора по отношению к православному и неалбанскому населению.
Причем помощь России может быть выражена не только в поддержке Сербии в Совете Безопасности ООН, но и в создании славянских батальонов на территории Сербии. Возможность создания сербских вооруженных полков российской армии на Балканах ранее уже прорабатывалась. Сейчас этот вопрос вновь был озвучен на встрече общественных деятелей и военных экспертов и нашел поддержку, в том числе в лице Президента мотоклуба «Ночные Волки», отделения которогонаходятся в Сербии. В заявлении Президента мотоклуба сказано, что «после открытия отделений мотоклуба «Ночные Волки» в Сербии, Македонии и непосредственного соприкосновения с сербским народом, сербская тема стала особенно близка Ночным Волкам. Наша миссия – поддержать братьев по вере, потому что все славянские и православные народы должны держаться вместе, наше спасение только друг в друге».
- посещение детских колоний совместно со священнослужителями
Посещение детских колоний — это часть программы реабилитации несовершеннолетних нарушителей. В рамках посещения проводится общий молебен, а затем беседа о принципах дружбы и взаимопомощи, отказ от спиртного, наркотиков и табака.
- участие в строительстве и восстановлении православных храмов
Участие напрямую связано с местонахождением храма и отделением Ночных Волков.
Например, московское отделение мотоклуба участвует в строительстве Храма в честь Св. кн. А. Невского в г. Москве; латышское отделение собирает средства на реконструкцию и восстановление Православной церкви Святителя Николая в г. Вентспилс.
- освящение мотоциклов в день Открытия сезона.
Все вышесказанное наглядно показывает собственный путь российского мотобратства Ночные Волки в мотоциклетном мире. Ночные волки — это не криминализированные персонажи из американских фильмов, а православные мотохристиане, чувствующие свою ответственность не только за развитие российской мотоциклетной культуры, но и причастность к общему делу миссии Русской Православной Церкви.
Этот опыт «следования за Христом» следует учитывать сейчас, когда так важно возродить миссионерский опыт Церкви среди населения страны, особенно молодежи.
Миссионерское служение мирян, в данном случае мотоклуба «Ночные Волки», сможет и должно разрушить ошибочный стереотип восприятия мотоциклистов как неверующих дикарей с бесовской символикой и возродить миссионерское служение Церкви путем привлечения мотоклуба к выполнению определенных миссионерских поручений. Русские мотоциклисты, имея непосредственный опыт духовного созидания, пришли в храм и готовы к дальнейшему пути по развитию, возрождению и укреплению российских православных традиций как внутри своего братства, так и в современном обществе.
А. В. Комарова
Журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», 2011, № 3-4