Воспитание в подрастающем поколении чувство уважения и любви к родной стране, истории, традициям, народу является одной из основных задач государства в сфере молодежной политики.
Начиная с конца ХХ века, когда на карте появилась Российская Федерация, в общественной риторике появились темы о единстве всего мира, духовной раскрепощенности (читай телесной), мультикультуре, в которой нет места любви к своей собственной стране как пережитку прошлого. Зато налицо было, впрочем, и сейчас оно еще сохраняется, внедрение в сознание молодых людей понятия «гражданин мира», т. е. человека свободного от своих национальных корней, религиозных традиций. Попытка стереть чувство принадлежности к своей стране, преемственность поколений.
При этом следует подчеркнуть, что в самом сознании народа чувство принадлежности к родной земле и любовь к Отечеству не исчезли, несмотря на привлекательность западных «ценностей». После демократических революций пришло понимание, что «цветной телевизор, фирменное тряпьё или новая модель автомобиля не могут насытить душу, не могут насытить ее чувством кровного родства с землей, давшей тебе жизнь. Настоящая жизнь ума и сердца начинается с ощущения именно такого, кровного родства, с боли и тревоги за все то, что зовется Отечеством».
Конечно, было бы преувеличением считать, что это чувство сохранилось у большинства, но и того малого хватило, чтобы понять, что если продолжать уничтожение своей истории и традиций, то завтра от страны, которую нам оставили предки, не останется ничего. Сегодня в стране заново выстраиваются процессы по воспитанию патриотического чувства у молодых людей, но происходит это очень медленно, особенно по сравнению с той скоростью, как все уничтожалось.
Утрата чувства гордости за родную страну заставила многих вновь взглянуть на великую историю Отечества, пробудила потребность в любви и его защите.
Одними из тех, в чьей среде стало возрастать чувство принадлежности к своей стране и ответственности за нее стали, как это не покажется странным, люди из среды неформалов 80-х – мотоклуб «Ночные Волки» (официально клуб создан 31 мая 1989 года). Это те неформалы, которые одними из первых «глотнули долгожданной свободы» и почувствовали «как уничтожается страна и распадается. В войне за выживание (стычки с «гопниками» и милицией сменились на стычки с криминальными группами) ковалось желание не потерять окончательно себя, свой мир и свою страну и сохранить хотя бы остатки Родины». А что, как не понимание каждого своего места в служении Отечеству, говорит о высоком уровне ответственности человека и общества в целом.
Изначально создатели мотоклуба Ночные Волки, как и многие неформалы, желали уничтожить «совок» (Советский Союз) и построить новый свободный мир, но они не были против своей страны-Родины, а были против той самой системы, которая всех превращала в серую массу и наказывала всех инакомыслящих. В этом противостоянии их ошибкой было то, что они рвались вперед без оглядки на прошлое, а ведь без прошлого нет будущего. К сожалению, это вспомнилось и осозналось, когда вся страна оказалась «в руинах» как в экономическом, так и социальном, духовном плане.
Это было время, когда рушилось все и, когда ранее усвоенные ценности и понятия заменялись другими. Не потерять себя в той переменчивой действительности стало одной из важнейших задач.
Ночные Волки тогда не исчезли. Они пережили все трудные годы вместе со страной, только в своей среде и по-своему. Так в начале 90-х, на территории России появились первые вербовщики крупного американского мотоклуба с целью создания своего отделения на базе местного клуба. Но Ночные Волки отклонили эти предложения. Причиной послужило понимание, что образ жизни американских мотоклубов противоречит и внутренне, и внешне русской культуре и моральным принципам русского человека. Западные традиции и обычаи не могут стать основой развития зародившегося мотоклуба. Клуб, рожденный в СССР, должен стать российским клубом, а не «младшим» у иностранных клубов, став «МС — огрызком» запада. В настоящее время правильность прежнего выбора неоднократно подтвердилась и усилилась. Но именно с тех пор Ночные Волки отстаивают право не только быть самими собой, но и право жить в своей стране по ее законам, правилам и с опорой на ее историю, традицию, веру.
По-прежнему только мотоцикл дает им ту свободу, о которой они столько мечтали уже в далеких 80-х. Сегодня он стал не только символом свободы, но и символом возрождения, соучастником и содеятелем. Путь, пройденный с момента основания клуба и по сегодняшний день, позволяет им с гордостью носить имя «Русские мотоциклисты».
Сохранив себя, Ночные Волки, смогли самостоятельно оценить, где, правда, а где ложь, к чему надо стремиться, а от чего нужно бежать. В середине 90-х произошло смещение акцентов — жить не только внутри клуба и для себя, но и для общества, страны. Из этих установок родился тот патриотизм, рост которого мы наблюдаем уже на протяжении последних 10 лет.
Как было сказано выше, 90-е принесли новые понятия и смыслы в жизнь общества, «новые демократические ценности». Причем, зачастую это были не новые смыслы, а искажение и переориентация ценностных установок или «ложная пропаганда ложных ценностей». Идеалами и ценностями нового демократического общества стали земные и материальные интересы, которые ставятся выше духовной жизни. Как отметил Патриарх Кирилл: «В последние десятилетия из жизни уходят очень важные ценности, такие, например, как любовь к Отечеству, любовь к своему народу, способность пойти на жертву».
Помимо внедрения потребительского сознания, в тех же 90-х начался процесс искажения и переписки прошлого. История превратилась в объект №1, который необходимо было исправить под «новые запросы общества». Но как был замечено ранее: «…не зная прошлого — нельзя построить будущее…». Только история дает понимание о месте страны, ее народа и его традиций в жизни отдельного человека и всего человечества.
В погоне за новыми «свершениями» в конце ХХ века все пережитое народом было перечеркнуто, как в начале ХХ было перечеркнуто все, что было до 1917г. Выделить из этого потока информации главное и найти основы, которые связали бы настоящее и прошлое стали одними из главных и вместе с тем сложных задач. Хотя основы эти и не были новым явлением — нужно было только понять, что вычеркнув из жизни современных поколений память о предках и их ценностях, мы утратим не только свою сущность как нация, но и как страна, нужно «ощутить сопричастность ко всему происходящему, а не отчужденность».
Важнейшей основой, связывающей настоящее и прошлое, одно поколение с другим, заставляющее созидать и сохранять историю предков, является патриотизм.
Патриотизм (от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria — родина, отечество) – это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Патриот искренне желает стать на защиту своего Отечества, если на нее посягнут враги.
Патриотизм как свойство человека раскрывает не только нравственные качества, но и характеризует его общественно-политические черты, которые проявляются в действиях, поступках. Патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.
Как нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство — патриотизм возник еще на заре становления человечества.
Применительно к Руси-России можно утверждать, что ее объединение произошло на патриотической основе. Слова киевского князя Святослава: «Да не посрамим земли Русской!» стали основойслужения родной земле не только для воинов, но и для всего народа.
Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.
С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.
Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».
Патриотическая идея была сохранена и в советский период России. А годы Великой Отечественной войны, показали насколько силен этот патриотизм и на что он способен. Вот как об этом говорит маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска… Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
Из сказанного выше можно заключить, что отечественная история веками опиралась на патриотизм. Последний служил не только важным нравственным качеством русских, но и одним из показателей как экономического, так и военного могущества государства Российского.
При этом следует отметить, что формирование патриотического чувства проходит не только естественным историческим путем, за счет адаптации подрастающих поколений к социокультурным условиям бытия, но и осуществляется государственной властью.
На современном этапе в государстве проводится единая политика в области патриотического воспитания. Для развития отечественных патриотических традиций и формирования патриотического сознания российских граждан, начиная с 2001 года разрабатывается государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью этой программы является «развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан».
Важным фактором формирования патриотического чувства государственной властью служит также прямая ответственность власти за ход истории, за сохранность тех или иных исторических событий в памяти поколений.
Говоря о патриотизме, не следует забывать, что Россия — это православная страна и вся ее история, культура, традиции строятся на основе православия, как бы не пытались это замалчивать раньше и пытаться это сделать сегодня. Следует подчеркнуть, что в православном понимании патриотизм следует рассматривать не только как нравственную норму, но и как одну из духовных основ.
До молодого поколения важно донести, что патриотизм, любовь к своему народу и Родине как духовная составляющая жизни человека, не связана с потребительско-денежной мотивацией. Она существует вне ее и характеризует духовное состояние общества и отношение его к своей Родине. Как отмечает в своей статье Н.А. Нарочницкая: «Природа настоящего патриотизма — это чистая и искренняя любовь к Родине. Любовь к Родине похожа на любовь к матери. Она не мотивирована, ведь мы любим именно своих матерей… Это естественно чувство. В способности любить и заключается успешность человека».
При этом необходимо не только говорить молодежи о патриотизме, но и показывать, что любовь и забота о Родине должна быть деятельная, а не словесная. Забота — вещь повседневная, это постоянное прислушивание к биению сердца своей страны, непосредственное участие в ее событиях со стремлением внести свой вклад в улучшение дел.
Но вернемся к Ночным Волкам. Повоевав в числе первых на баррикадах в 90-е, они потом в числе первых осознали, что произошло и что разрушили. Жажда перемен сменилась «сильным разочарованием и не то что бы депрессивным, а каким-то состоянием злости, неудовлетворенности, злости от того, что все оказалось завесой. Вместо свободы, по сути, получили криминальную революцию, потерю страны, ее разделение, уничтожение. Было видно, как Россия утрачивала все свои геополитические завоевания и земли, которые собирала в течение последних четырех веков. Одним махом, по сути, было все роздано просто так, ничего не получив взамен. Мы кинулись в объятья свободы и демократии, каких-то новых друзей. Нас завоевали и победили жвачкой, да джинсами. Причем уничтожив и развалив страну по той схеме, о которой написал А. Даллас — сами себя. Тогда у нас возник уже протест не к собственному правительству, а он стал гораздо шире, он обратился к мировому закулисью, которое плетет все эти интриги, находясь в безопасности и издалека с помощью тех же предателей, беспринципных и алчных людей, у которых нет ощущения принадлежности к своей стране, нет понятия Родина, история, вера. Ничего нет. Есть понятие собственного брюха и страстное желание корыта. Эти люди уничтожили и развалили страну и ее экономику и отдали просто так все завоевания, за которые столько народу погибло».
Именно с внутреннего осознания себя частью своей страны началось строительство мотоклуба, как «клуба с российским лицом и традициями». Путь, который прошли Ночные Волки от протестующих рокеров до мотоклуба патриотов, который признали на государственном уровне, интересен и самобытен.
Проанализируем кратко основные вехи этого пути, повлиявшие на развитие патриотизма. Период становления клуба и закладка русских корней приходится на конец 90-х — начало 2000-х гг. Сюда относятся проведение международных байк-шоу в Санкт-Петербурге, Москве и Калининграде; создание русского мотоцикла «Волк»; создание собственного Байк-Центра; участие, проведение и организация различных авто-мото ралли, рейдов и экспедиций; учреждение ежегодной международной номинации «Русская верста», чтобы отметить мотоциклистов-дальнобойщиков, преодолевших маршрут в 1000 русских верст – 1067 км, но не более, чем за 14ч 23мин, а также сплотить русский и мировой мотоциклизм.
Динамичное развитие русского пути в мотомире привлекло и привлекает до сих пор в ряды Ночных Волков людей, близких по духу и принимающих русский путь развития мотокультуры. Например, с 1998 по 2004 было открыто 32 отделения в России, а также Белоруссии, Украине, Латвии и Германии. Сегодня клуб насчитывает до 5 000 членов.
Важное значение в осознанном развитии русского пути мотоклуба является наличие в рядах членов клуба зрелого возраста. Сегодня средний возраст членов клуба до 30 лет. Это служит показателем того, что в клубе существует преемственность поколений и, что именно русский путь интересен молодым людям, несмотря на доступную «романтичную» западную альтернативу. В отдельно взятом мире (клубе) молодые люди учатся у старшего поколения любить, уважать и ценить свою страну, ее историю, традиции, а в каких-то случаях наравне со старшими открывать для себя новые страницы истории России, причем страницы, которые неразрывно связаны с мотокультурой в родной стране.
Так во время калининградских Байк-Шоу произошла встреча с Надеждой Кирилловой – женщиной, которая прошла всю войну на мотоцикле. Единственная, выжившая из мотобазы уральского танкового корпуса. Для нее лично были собраны средства (проведен благотворительный аукцион), так как было видно, что она брошена, как государством, так и своими родственниками, и что живет она весьма и весьма скромно. Байк-Шоу в Сталинграде принесло знакомство с ветеранами 8-го мотоциклетного полка и историей самого полка, который стал известен благодаря своей невероятно удачной вылазке. В период контрнаступления советских войск полк совершил рейд по тылам противника на территории Сталинградской и Ростовской областей. В ходе рейда были уничтожены девять самолетов, 14 танков, 16 самоходных установок, 15 орудий, шесть вагонов с боеприпасами, большое количество живой силы противника. За мужество и героизм, проявленные в ходе Сталинградской битвы, полк был преобразован в 3-й гвардейский. Командиру полка подполковнику П.А. Белику было присвоено звание Героя Советского Союза.
Если же возвращаться непосредственно к патриотическому чувству, то, конечно, самым ярким его проявлением служит проведение Байк-Шоу. На примере Калининграда мы можем заметить, как меняются приоритеты и цели проведения Байк-Шоу от сборищ мотоциклистов и рок-музыкантов до людей, не равнодушных к своей стране и ходу ее истории.
Начиная с Байк-Шоу в Калининграде, Ночные Волки стали еще больше осознавать, что мотоциклисты способны поработать на благо Родины, что бесцельное перемещение из одной точки в другую не принесет пользы ни тебе, ни твоей душе. Перемещаться на своем «железном коне» можно с целью поработать на благо Отечества, донести до сегодняшнего поколения послание о необходимости созидать, а не отрицать и разрушать. Это понимание сроднило сегодняшних русских мотоциклистов с конницей русских витязей веков ушедших.
Да и местом действия Байк-Шоу стала выступать уже не только концертная площадка, но и исторические места, памятники, несущие в себе важное значение в воспитании подрастающего поколения и более взрослого, забывшего славные подвиги предков. Для Калининграда это, например, памятник 1200 Гвардейцам. Посещение того или иного исторического места и освещение этого мероприятия в СМИ заставляют понимать страницы истории не только тех, кто приехал вместе с мотоциклистами и тех, кто непосредственно живет в месте проведения шоу, но тех кто живет в стране.
Несомненно, важным этапом в развитии патриотического чувства клуба является проведение Байк-Шоу в Севастополе с его главной идеей «верой и правдой служить России». Посетив в 2008 году Крым и Севастополь, Ночные Волки не могли остаться в стороне и равнодушно смотреть, как уничтожается славное прошлое предков и перечеркивается единая русская история. Было принято решение в 2009 году провести Байк-Шоу в Севастополе, чтобы донести миру, а отчасти и родной России, что Севастополь — город русской славы и нельзя позволить разрушить его славное прошлое, тем самым уничтожая будущее.
Байк-Шоу в Севастополе стало действительно грандиозным событием не только внешне (Байк-Шоу посетили 5 000 мотоциклистов и 50 000 гостей, в программе принимали участие известные рок-музыканты, концерт сопровождался уникальными декорациями и спецэффектами), но и внутренне. Посетив Севастополь, побывав на Байк-Шоу, а потом вместе с Ночными Волками проехав по историческим местам города (можно смело утверждать, что весь Севастополь – одна большая история) у многих участников кардинально изменилось отношение и к городу, и к истории, и к русским воинам. Чувство гордости, уважения и преклонения перед жизнью и подвигами предков родило в душах многих чувство, которое называется патриотическим. Чувство, охватившее всех, передал в своем стихотворении «Севастополь» Влад Маленко:
«Севастополь!
Мы с тобой – «совки», как оказалось,
Мы на вечном огне
Еще не готовим для «Макдональдса» фри.
Ты слышишь за морем «ванн, ту, фри»?
Это актеры из НАТО
Репетируют свою смерть на твоём штыке!
Севастополь!
Проданный внуками победивших,
Готовых продать любое,
Душу разбередивший
Старомодным детством,
В котором голубое
Было с мужеством по соседству…»
Эти строки болью отразились в сердцах не только севастопольцев, но и тех, кто переживает за происходящее.
С каждым годом количество гостей Байк-Шоу увеличивается. Примером такого переворота в душе могут служить слова не только русских, но и иностранцев, которые посетив один раз Байк-Шоу, стали приезжать на него каждый год и каждый раз восхищаться городом. Так мотоциклист-англичанин Энди в 2013 году сказал, что «он восхищается Севастополем. И, что после первого же возвращения на родину у него появилось много последователей, так как он в Англии всем рассказывает, кто на самом деле победил во Второй мировой войне».
Славные подвиги русского воинства и русская история все больше и больше привлекают Ночных Волков, а через них и их мероприятия не оставляют равнодушной и молодежь, как внутри мотоклуба, так и вне. В 2013 году в год 70-летия Сталинградской битвы Ночные Волки напомнили России и миру, жителям Волгограда, в каком городе они живут и почему нужно гордиться каждой его улицей, почему нужно знать и помнить знаменательные события истории. Так на Байк-Шоу Александр Хирург произнёс слова, которые услышали все: «Сталинград — это священное место для человечества, это пламенеющая огненная икона».
Отдельно следует отметить торжественное мероприятие получения капсулы с землей для музея-панорамы «Сталинградская битва» в музейном историко-мемориальном комплексе героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея» — последнего рубежа обороны Севастополя. Ветеранами Великой Отечественной войны, членами мотоклуба Ночные Волки и участниками мероприятия в заключительной части были возложены цветы к мемориалу «35-я береговая батарея», а потом для всех желающих были проведены экскурсии. Это мероприятие выступило примером единства поколений, патриотизма и уважения истории страны для молодых людей, которые его посетили.
В день отъезда колонны мотоциклистов (как Ночных Волков, так и всех тех, кто хотел лично поучаствовать и посмотреть патриотическое Байк-Шоу в Волгограде) из Севастополя на пл. Нахимова было проведено торжественное мероприятие, на котором были возложены цветы к Вечному огню. Со словами напутствия выступили благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, руководители города, командующие двух флотов. Там же на площади наградили победителей конкурса, объявленного газетой «Флаг Родины» и русскими мотоциклистами (на конкурс следовало представить небольшое творческое произведение о духовно-исторической связи Севастополя и Волгограда).
На следующий день после отъезда колонны мотоциклистов из Севастополя в Волгоград отправился поезд патриотов, поезд единомышленников и всех кто любит Россию. Более 600 человек были приглашены на Байк-Шоу «Сталинград». Это ветераны Великой Отечественной войны и дети войны из Севастополя, офицеры флота, участники боевых действий, русская община Севастополя, молодежь и многие другие, кто помнит и чтит славные страницы русской истории.
Основная часть Байк-Шоу пришлась на 23 августа — одну из самых скорбных дат в истории Сталинграда и один из самых страшных и трагических дней Сталинградской битвы. Первая часть программы – это встреча севастопольцев на перроне Волгограда и открытие фонтана «Детский хоровод», представляющей собой танцующих вокруг крокодила детей. Здесь стоит рассказать об удивительной судьбе фонтана, который был построен в Сталинграде в 1930-е годы. Подобные фонтаны были установлены во многих городах, но прославился именно сталинградский. После войны фонтан восстановили, но демонтировали в 1951 году при застройке центра города. Когда в 2013 году было принято решение о его установке, то многих жителей города, особенно молодого поколения и всех причастных к реализации этого замысла, это заставило открыть и прочитать страницы не только о фонтане, но и об истории своего славного города. Не будь открытия этого фонтана, многие так и не узнали бы, что фонтан стал известен всему миру, благодаря знаменитой фотографии Э. Евзерихина, сделанной 23 августа 1942 года после страшнейшей бомбежки. Открытие фонтана сопровождалось полетом ставшей уже легендарной авиационной группой высшего пилотажа «Русские витязи». Именно в таких событиях и в таких минутах проявляется все лучшее, что есть в нас. Когда все в едином порыве наблюдают за фигурами высшего пилотажа, то у многих рождается гордость не только за «Русских витязей», но и гордость и уважение за страну, где они родились и, где есть такие асы своего дела. А уважение к Родине рождает стремление принять ее такой, какая она есть, и постараться помочь ей в развитии лучших сторон и потрудиться на ее благо.
Для многих переворотом в сознании, как бы это громко ни звучало, стало само Байк-Шоу, проведенное на территории тракторного завода. Впервые в истории современного Волгограда проведено мероприятие такого масштаба. За два дня событие посетило около 500 000 зрителей, мотоциклисты из России, Украины, Белоруссии, Англии, Австралии, Балканских стран.
Анализ многочисленных статей и видеоматериалов в СМИ подтверждает тезис о том, что для многих побывавших на этом мероприятии, включая самих жителей города, это стало главным событием не только лета, но и года. Многие ехали на Байк-Шоу не потому что это слет мотоциклистов, а потому что это крупномасштабное патриотическое мероприятие, которых давно не было на территории России. Как заметил мотоциклист «Доцент» из Воронежа: «На данный момент, я считаю, патриотизм — это самое главное, потому что все слишком у нас американизировано. Подрастающему поколению нужно рассказывать и показывать патриотизм, чтобы они понимали».
Если говорить подробнее о происходящем на сцене Байк-Шоу, то оно было выполнено как масштабная реконструкция боя в Сталинградской битве. Сцена в виде дома-завода, за который велся бой. Наступление немецко-фашистских захватчиков, как с неба, так и на земле, сражение русских с захватчиками и победа русского солдата и матроса. Все это действо усиливалось музыкальным сопровождением (звучали как песни военных лет, так и патриотические песни, написанные в наши дни) и спецэффектами, которые были подобраны так, чтобы полностью погрузить зрителей в событие, происходящее 70 лет назад — страшное и великое одновременно. В сердцах многих зрителей реконструкция «Сталинградской битвы» нашла живой отклик и заставила вспомнить своих отцов и дедов, которые победили в той жестокой войне и подарили нам жизнь и свободу. Казалось бы, навсегда утраченные священные понятия, как Отечество, народ, верность, доброта, мужество, долг вернулись и ожили в молодых сердцах. А как говорил А.С. Макаренко: «Воспитывать будущую историю страны, значит воспитывать историю мира. И в воспитании этом не должно быть мелочей: все важно, значительно, все будет иметь продолжение…Какое – это зависит от того, какие ценности предпочитали».
Одним из главных пунктов программы в Волгограде помимо проведения Байк-Шоу стало посещение Мамаева кургана — памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Многие жители города и его гости вместе с русскими мотоциклистами прошли по лестницам кургана от подножия до вершины холма (протяженность 1,5 км), возложили венки к Вечному огню в Зале Воинской славы. Запись, оставленная Александром Хирургом в книге почетных гостей гласит: «От благодарных потомков, продолжателей традиций 8-го мотоциклетного полка, современных русских мотоциклистов — «Ночных Волков», — как нельзя лучше подчеркивает возможность найти в истории Руси-России достойных героев в любом деле и стать их продолжателями.
Завершилось столь масштабное мероприятие передачей храму Всех Святых на Мамаевом кургане трех икон (святого равноапостольного князя Владимира, благоверного князя Александра Невского и праведного воина Федора Ушакова) ранее освященных во Владимирском соборе Херсонеса Таврического (Севастополь).
По окончании мероприятия председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов, который вместе с детьми в колонне мотоциклистов прибыл на Мамаев курган и принял участие в мероприятиях, произнес очень важные слова: «За годы истории Волгограда международное байк-шоу — самая масштабная акция, посвященная трагическим событиям, которые пережил Сталинград в годы войны. Благодарен клубу «Ночные волки» и лично Александру Залдастанову за незабываемый подарок волгоградцам, за яркий, мощный пример патриотизма для нашей молодежи».
В заключение следует сказать, что одной из главных идей проведения Байк-Шоу «Сталинград 2013» стала также подготовка к подписанию межгосударственного договора о городах-побратимах Волгограде и Севастополе. Документ, который, несомненно, займет свое особое место в истории двух городов и стран, был подписан 19 ноября 2013 в торжественной обстановке в Волгограде. Ценность подписанного документа уже определена в словах губернатора Волгоградской области Сергея Боженова: «Города – земли, которых обильно политы кровью, полегло огромное количество людей, которые защищали свою Родину. И мы сегодня вновь говорим всему миру: два великих народа, два братских народа вместе, мы созидаем, мы помним историю, мы дружим и будем дружить всегда. И мы сегодня еще раз говорим: наша дружба неразрывна, кто бы ни старался переписать историю и преподнести ее для наших потомков в негативном цвете, мы не дадим этого сделать».
Проведенные мероприятия позволяют молодому поколению осознать себя как часть своего Отечества и его истории. Ночные Волки показали как можно и нужно доносить до молодежи чувство любви и гордости за свою страну словом и делом. Это достойный пример, как побудить молодежь к изучению своей истории, найти в ней пример для подражания и двигаться вперед, заложив в основу ценности своих предков, своего народа и своей страны.
А. В. Комарова
Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», 2014, № 1