Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто‐нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Иакова 2:14-26
Как убедить человека, имеющего такую возможность, помочь православному храму или приходу, находящемуся в другой стране?
Как объяснить, зачем это ему? Ему — это Вам.
Начать, разве, с того, что большинство храмов Русской Церкви, находящихся в других (очень просвещенных, благополучных, часто богатых) странах, банально бедны. Весьма многие бедны настолько, что у церковной общины и своего храма-то нет! Служат, заключив договоры об аренде, в католических, протестантских церквях, даже в помещениях, под храм не приспособленных. Русской Церкви не привыкать за долгие годы гонений: развернул на столе антиминс — вот и Престол готов…
Да, сейчас Русская Церковь не гонима… Но не во всех странах, совсем не во всех. Нередко благополучные, как их принято называть «развитые» страны отчего-то очень опасливо относятся к Православию. Это россиянин ходит в свой приходской храм, не внося имени ни в какие специальные списки, не обязуясь делать взноса… А вон, к примеру, в богатой Швеции надо непременно состоять в общине, там храм — религиозная организация, с нее налоги берут. И здание под храм получить (для Русской Церкви) порой целая проблема. Православная община в Мюнхене, вон, сколько лет за свой храм билась…
А еще храму нужно убранство. Верно-верно, можно и так… Но русская Православная традиция от первых лет Крещения Руси предполагала храм Божий украшать. Зачем? А затем, что и Тайная Вечеря проходила в «горнице велией, постланной». Да и как не иметь в храме иконостаса? Священник на Великом Входе должен к образам прикладываться. А икона, знаменующая храм, нужна? А… Ну что говорить, многим, наверное, доводилось бывать в храме, где лишь Престол освящен, а «прочее пока не готово». Возникает ощущение: ты пришел просить Господа, а сам ничего не принес…
И не только иконостас необходим в храме. Вам, наверное, доводилось в храмах слышать постоянно задаваемый на свечном ящике вопрос: «Ой, а где тут икона..?» Даже если называется имя чтимых святых или поименования известных образов, хорошо б не слышать в ответ: «Да у нас ее нет». Человек-то пришел именно к этому образу молиться…
Длинно выходит, да? Но не получается пока короче, это ж не маркетинговый «продающий текст»! Хочется объяснить, что Православный храм на любой из «чужих сторон», где живут православные — спасительный корабль для них! Совсем не все, живущие в дальних, и даже ближний странах, миллионеры. Для многих взнос в общину и жертвование за записки, подаваемые на проскомидию — вполне ощутимые деньги. Но они поддерживают свой корабль на плаву, каждый чем может поддерживает! Общины живут дружно, тесно: воскресная и праздничная снедь готовится сообща, необходимые по храму работы выполняются сообща. Но у Православного храма, только обустроенного или еще обустраиваемого (да и в тех храмах, где относительно давно служат) потребностей множество. Нет-нет, не желаний и хотений, — потребностей! Нужд!
Нужны Евангелие напрестольное и служебное, Апостол и Псалтирь, Служебники, сборники акафистов и ноты для хора (даже если хор состоит из прихожан, а он из них и состоит).
В алтаре, кроме образов, нужны потир, дискос со звездицей, копие и лжица. Нужна дарохранительница, выностой крест, семисвечник, напрестольный крест, дароносица, покровцы, сосуды для проскомидии…
А еще священнику, диакону (если он есть в храме) и алтарникам нужно облачение. Речь не о подризнике, а о духовном доспехе, без которого служить-то нельзя… Фелонь, епитрахиль, поручи, пояс. Набедренник и палица, если полагаются… И ведь облачение-то нужно семи цветов! Нельзя же в великопостном служить в Светлую Седмицу, а крещение совершать в зеленом.
Ох, а еще надо б про аналойные иконы на каждый день упомянуть, про кадила и ладан… Нет-нет, не про паникадило! Этот большой светильник в большинстве православных храмов, находящихся в дальних и соседних землях, и повесить-то негде, настолько небольшое помещение эти храмы имеют…
И вот что важно, вернее, с этого бы и начать. Помощь храму, который, как островок веры Православной, стоит в далекой ли, соседней ли земле — это Православное Дело. Вы веруете, и слава Богу! Да ведь преподобный Серафим сказал: «Вера без дел мертва есть». А помощь не в украшении даже порой, а в простейшем обустройстве храма — это Дело с большой буквы! Так повелось от начала Православия.
Но мы человеки… Даже апостолы, точнее, Петр, вопрошали Господа: «Се, мы оставихом вся и в след тебе идохом. Что убо будет нам?» (Мф 19:27) Будет то, важнее чего и не помыслить: молитва. Во время Великого входа на каждой литургии священник и прихожане молятся о «создателях, благоукрасителях и жертвователях храма сего». И на молебнах молятся, и на проскомидии поминают. Насколько это важно, знает каждый, за кого молятся…
Если же не принимать этого во внимание, то помощь православному храму, находящемуся в зарубежье — Дело еще более важное. Такой «корабль», плывущий в мире с другими обычаями, порядками, традициями и верованиями, творит Дело апостольское — проповедь Евангелия. И каждый из приходов радуется, когда община пополняется кем-то из местных жителей. И участвующий в помощи храму — сопричастник апостольского Делания. Можно, находясь далеко, исполнить завет Господа: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк 16:15). И вера Ваша подкреплена будет делом, Православным делом.
Андрей Дутов